В Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, работает художница и мастер прикладного искусства Ма Цзяньхун, признанная носителем нематериального культурного наследия на уровне города. Основой ее творческой практики стало необычное направление — резьба по бутылочной тыкве. В своих работах она сочетает декоративное прикладное искусство с сюжетами настенных фресок Кызылских и Дуньхуанских пещер.
Идея соединить настенную роспись с объемной гравировкой
пришла к Ма Цзяньхун в студенческие годы. В Кашгаре она впервые увидела
бутылочную тыкву, украшенную традиционными орнаментами, в руках местного
мастера. Этот момент, по ее словам, стал поворотным в выборе художественного
направления. Вдохновленная фресками и культурой западного края, она начала
адаптировать сюжетные мотивы для исполнения на природной поверхности тыквы.
Ма Цзяньхун занимается этим искусством более 40 лет. В своей
работе она использует образы, характерные для Синьцзяна — традиционные узоры,
пейзажи, мотивы уйгурских двенадцати мукамов и элементы народных костюмов. Изделия
мастерицы часто сочетают в себе символику буддийских пещер, гранатовые
орнаменты и визуальные коды фольклора региона.
Художница подчеркивает, что резьба по бутылочной тыкве — это
не только декоративная техника, но и форма сохранения культурной памяти. Каждое
изделие — предмет ручной работы, в котором природные формы плода
взаимодействуют с изобразительным материалом. Она воспринимает свой инструмент
— резец — как продолжение руки художника, с помощью которого возможно не просто
передать сюжет, но и сохранить связи между поколениями.
Особое значение Ма Цзяньхун придает обучению молодежи. В ее
мастерской проходят занятия для учеников и членов семьи. Для наставника важно не
только передать технику, но и обучить работе с культурным содержанием, что особенно
важно в условиях глобализации.
Сейчас работы Ма Цзяньхун можно увидеть на региональных
выставках и фестивалях народного искусства. Они вызывают интерес как у
специалистов, так и у широкой публики — благодаря необычной технике и прочной
связи с локальной культурной средой. В условиях возрождения интереса к
традиционным ремеслам, деятельность мастера становится частью более широкой
тенденции по сохранению культурного разнообразия.