В Ташкенте создают Центр организации дорожного движения

Новая структура будет управлять транспортными потоками, развивать инфраструктуру, внедрять цифровые решения и формировать единую транспортную политику столицы

Постановлением президента Узбекистана от 4 декабря утверждено создание Центра организации дорожного движения (ЦОДД) в Ташкенте и определены его задачи, функции и полномочия. Центр разместится в здании хокимията города на улице Ислама Каримова. По словам хокима столицы Шавката Умурзакова, запуск ЦОДД должен сократить пробки минимум на 30-40%.

Документ закрепляет широкий круг задач новой структуры, среди которых:

  • управление дорожным движением и предотвращение заторов с применением цифровых и «зеленых» технологий;
  • разработка документов по развитию улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры с опорой на международный опыт;
  • создание единой базы данных обо всех транспортных объектах столицы, включая транспортный мастер-план;
  • координация всех городских структур, связанных с дорогами и транспортом;
  • меры по увеличению привлекательности общественного транспорта и развитию микромобильности;
  • привлечение частного сектора к реализации транспортных проектов, в том числе по линии ГЧП;
  • интеграция данных коммунальных служб в интеллектуальную транспортную систему;
  • работа над повышением транспортной культуры и профилактикой ДТП;
  • создание многоуровневых перехватывающих парковок на въездах в город;
  • развитие системы платных парковок и организация парковок под линиями метро и путепроводами.

ЦОДД будет аккумулировать данные о транспортных, пешеходных и пассажирских потоках, дорожных условиях, аварийности, экологических показателях и применении «зеленых» технологий. На основе этой информации сформируют единую городскую базу дорожной аналитики.

Основные функции включают:

  • оценку текущих транспортных схем и разработку обновляемого транспортного мастер-плана Ташкента;
  • подготовку рекомендаций по строительству и модернизации улиц, мостов и другой инфраструктуры;
  • математическое моделирование городских потоков для тестирования новых схем движения;
  • управление проектами организации дорожного движения, включая работу светофоров;
  • разработку планов благоустройства улиц, пешеходных зон и мест размещения велосипедов и самокатов;
  • определение подходов к развитию парковок и скоростных каркасов общественного и грузового транспорта.

Центр также будет определять техническую политику по установке и обслуживанию дорожных знаков, разметки, барьеров и светофоров, а также координировать проектирование, строительство и ремонт дорог и инженерных коммуникаций.

Новая структура получает обширные полномочия:

  • доступ к информации министерств, городских ведомств, перевозчиков, парковок, сервисов микромобильности и операторов зарядных станций;
  • утверждение проектов организации дорожного движения, зон платной парковки, мест размещения зарядных станций, фото- и видеофиксации и элементов интеллектуальной транспортной системы;
  • установление скоростного режима на улицах и введение ограничений на движение отдельных видов транспорта;
  • выдача разрешений на ремонтные и благоустроительные работы на объектах транспортной инфраструктуры;
  • контроль весовых и габаритных параметров транспорта;
  • возможность заключать прямые договоры на разработку мастер-плана, транспортной модели и других документов;
  • внесение предложений по корректировке перечня нарушений, фиксируемых камерами, и размеров штрафов;
  • направление обязательных для исполнения представлений организациям, допустившим неэффективную работу;
  • участие в ГЧП-проектах, связанных с парковками, остановками, вендинговыми системами и дорожной инфраструктурой;
  • представление интересов хокимията в международных проектах и участие в комиссиях по приемке объектов после строительства или ремонта.

Первый проект ЦОДД был представлен президенту весной 2024 года. Тогда власти отмечали, что большинство улиц столицы не соответствует современным требованиям. С тех пор в городе начали внедрять систему платных парковок, открыли первую линию скоростного автобуса и реализовали ряд других проектов.

Создание ЦОДД должно стать следующим шагом в формировании современной транспортной политики Ташкента, обеспечив более эффективное управление движением, развитие инфраструктуры и снижение заторов.