В Ташкенте прошел узбекско-китайский круглый стол «Инициатива по глобальному управлению: практическая перспектива для Центральной Азии». Экспертная встреча, организованная Центром внешнеполитических исследований и международных инициатив при МИД Узбекистана совместно с посольством КНР, была посвящена обсуждению практического смысла инициативы председателя КНР Си Цзиньпина и возможностям ее применения в регионе.
В центре дискуссии — ключевые принципы инициативы:
суверенное равенство государств, верховенство международного права,
многосторонность, человекоцентричный подход и ориентация на практические
результаты.
Директор Центра внешнеполитических исследований и
международных инициатив Санжар Валиев в выступлении подчеркнул значимость
инициативы как одного из дипломатических инструментов, способных позитивно
влиять на повседневную жизнь людей и помогать решать острые вызовы
современности. Он напомнил, что сегодня Центральная Азия встречает глобальные
трансформации в состоянии политической сплоченности, экономического роста и
укрепляющейся региональной солидарности — в качестве убедительного примера С. Валиев
привел недавнюю Консультативную встречу глав государств Центральной Азии и
Азербайджана в Ташкенте, отметив ее практическую результативность и способность
региона совместно формулировать решения по сложным проблемам.
Санжар Валиев отдельно выделил, что инициатива по
глобальному управлению создает прочную основу для углубления экспертного
диалога и формирования согласованных подходов к современным вызовам. Он выразил
уверенность, что проведенный круглый стол станет отправной точкой для системных
исследований инициативы в Узбекистане и послужит укреплению всестороннего
стратегического партнерства с Китаем. Также акцентировал внимание на
необходимости перехода от обсуждений к конкретным практическим механизмам
сотрудничества, которые могли бы приносить осязаемые результаты для стран
региона.
Посол КНР в Узбекистане Юй Цзюнь в выступлении последовательно
представил суть и логику инициативы председателя КНР Си Цзиньпина, объяснив ее
ключевые принципы — суверенное равенство, верховенство международного права,
многосторонность, человекоцентричность и ориентацию на действия, рассказал,
каким образом эти принципы отвечают на современные вызовы глобального
управления.
Дипломат подчеркнул, что существующая система глобального
управления не в полной мере отражает интересы и голос стран Глобального юга,
что в условиях ускоряющейся технологической и промышленной трансформации создает
серьезные дисбалансы. Он отметил, что Китай не ограничивается декларациями:
страна выступает и как инициатор идей, и как практический участник, активно
продвигая проекты в области миротворчества, многосторонней торговли и
совместной модернизации через инициативу «Один пояс, один путь». Юй Цзюнь особо
акцентировал внимание на стремлении Китая делиться возможностями большого
внутреннего рынка и промышленной цепочки, а также на готовности развивать партнерство
с Узбекистаном в рамках многосторонних форматов — ШОС, БРИКС и других.
Посол выделил приоритеты практической реализации инициативы:
реформирование международной финансовой архитектуры, регулирование
искусственного интеллекта и киберпространства, борьба с изменением климата,
управление торговыми потоками и освоение космического пространства — те
области, где, по мнению китайской стороны, особенно заметен дефицит координации
и где необходимы быстрые конкретные шаги.
«Наша цель — не декларации, а результаты. Мы готовы вместе с
узбекской стороной изучать пути сопряжения пятилетних планов и стратегий
развития, чтобы создавать реальные возможности для совместного роста», —
подчеркнул Юй Цзюнь.
Посол также рассказал о конкретных инициативах, которые
Китай уже предлагает мировой общественности: учреждение международных
механизмов диалога цивилизаций, создание международной организации по медиации
для мирного разрешения споров и глобальную инициативу по управлению
искусственным интеллектом с целью разработки совместных правил и институтов в
этой сфере. Он отметил положительный отклик Ташкента на эти предложения и
подтвердил готовность посольства содействовать экспертным обменам и совместным
исследованиям по сопряжению концепций и стратегий обеих стран.
Практическая часть круглого стола была организована в
формате трех сессий. В рамках первой обсудили концептуальные основы инициативы
— ее принципы и методологию в условиях растущей взаимозависимости мировых
систем, участники подчеркивали значение участия развивающихся стран в
формировании глобальных правил и согласовании подходов к реформированию
международных институтов.
Вторая сессия была посвящена международному измерению
инициативы: эксперты анализировали, как предложенные принципы вписываются в
современную архитектуру мировой политики, и обозначили приоритетные направления
практического сотрудничества — от противодействия климатическим рискам и
поддержки перехода на чистые источники энергии до снижения технологического
неравенства и координации в вопросах международной безопасности.
Заключительная сессия сосредоточилась на конкретных
возможностях применения инициативы в Центральной Азии. В ходе дискуссии
участники пришли к выводу, что регион обладает значительным потенциалом для
создания устойчивых механизмов взаимодействия в сферах экономики, экологии,
транспорта, цифровизации и развития человеческого капитала. Особое внимание
уделялось тому, как использовать результаты недавней Консультативной встречи
глав государств Центральной Азии в Ташкенте для формирования практических
проектов в региональной логистике, управлении водными ресурсами и совместной
подготовке кадров.
По итогам круглого стола отмечено, что встреча создала
платформу для дальнейших исследований и практических шагов по сопряжению идей и
планов обеих стран. Подчеркнута готовность сторон развивать экспертный обмен и
переводить предложения в конкретные проекты — от совместных исследований и
программ подготовки специалистов до пилотных инициатив в области экологии,
цифровизации и усовершенствования институциональных механизмов взаимодействия.
Круглый стол, как было сделано выводом, должен послужить стартовой площадкой
для последовательной работы над реализацией положений инициативы в интересах
устойчивого развития Центральной Азии.