Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан идет с опережением графика

По словам первого зампреда «Узбекистон темир йўллари», проект может быть закончен через четыре года

Строительство стратегической железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан продвигается быстрее запланированных сроков и может быть завершено раньше намеченного времени. Об этом сообщил первый заместитель председателя правления «Узбекистон темир йўллари» Хикматулла Рахметов на полях Международного форума по мультимодальным перевозкам.

По словам Рахметова, это первый зарубежный инвестиционный проект узбекской железнодорожной компании.

«Можно сказать, что это первый инвестиционный проект “Узбекистон темир йўллари” за пределами страны. Благодаря инициативам нашего уважаемого президента и слаженному взаимодействию с соседними государствами проект успешно реализуется», — отметил он в интервью телеканалу «Узбекистан 24».

Рахметов подчеркнул, что темпы строительства превышают ожидания.

«Мы планировали завершить проект за шесть лет, но, судя по текущему прогрессу, вполне возможно, что железная дорога будет готова уже через четыре года», — добавил он.

Новая магистраль, по его словам, станет ключевым элементом международной транспортной сети.

«Маршрут сокращает расстояние между Китаем и Европой, а также между Китаем и странами Центральной Азии и Кавказа более чем на 1000 км. Это окажет мощное влияние на экономику региона и повысит его конкурентоспособность», — подчеркнул представитель «Узбекистон темир йўллари».

Министр транспорта Илхом Махкамов отметил, что железная дорога «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» создает самый короткий маршрут, соединяющий Центральную и Южную Азию. По его словам, в перспективе Трансафганский коридор обеспечит прямой выход стран региона к Индийскому океану через порты Пакистана, что значительно увеличит транзитный потенциал.

«В дальнейшем эти два направления станут составной частью Международного Транскаспийского транспортного коридора, формируя непрерывный мультимодальный маршрут от Китая до Европы», — подчеркнул министр.

Строительство дороги официально стартовало 27 декабря 2024 года в Джалал-Абаде. По предварительным оценкам, общая длина магистрали составит 532,5 км, из которых 312 км пройдут по территории Кыргызстана.

Проект реализуется по комбинированному маршруту «Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан». Согласно соглашению, Китай получит 51% в совместном предприятии, Кыргызстан и Узбекистан — по 24,5%.

Стоимость проекта оценивается в 4,7 миллиарда долларов. Половину средств страны-участницы предоставят из собственных бюджетов: Китай — около 1,18 миллиарда долларов, Кыргызстан — 700 миллионов, а Узбекистан — 573 миллиона долларов.

Проект, обсуждавшийся более 25 лет, способен сократить зависимость региона от транзитных маршрутов через Россию и Казахстан и стать новым стимулом для экономического развития Центральной Азии.