Президенту Шавкату Мирзиёеву представили информацию о текущей работе в железнодорожной отрасли и планах ее развития на ближайшие годы.
Масштабная трансформация, начатая в секторе, уже приносит результаты: отрасль впервые завершила прошлый год с чистой прибылью, а за девять месяцев текущего года этот показатель превысил 800 миллиардов сумов. Продолжают расти объемы транзитных и пассажирских перевозок, а также показатели экспорта и инвестиций.
Во время презентации подчеркнуто, что достигнутыми результатами ограничиваться нельзя — необходимо улучшать качество и увеличивать объемы железнодорожных услуг с учетом роста населения и экономики, а также снижать издержки.
Отмечено, что применение систем контроля на основе искусственного интеллекта на всех этапах — от учета перевозок до управления потоками, анализа затрат и выявления потерь — позволит сократить себестоимость услуг на 20%.
С 2026 по 2030 годы планируется как минимум удвоить объемы пассажирских и грузовых перевозок. Для достижения этих целей предполагается построить 151 километр новых железнодорожных линий, электрифицировать 182 километра существующих путей, модернизировать 27 станций и обновить 1 тысячу километров железных дорог.
Будут построены новые электрифицированные линии по направлениям «Нурафшан – Пскент – Бука – Бекабад – Баявут – Янгиер» и «Хаваст – Даштабад». Запланирована электрификация маршрутов «Кумкурган – Кудукли», «Самарканд – Ургут» и «Байткурган – Паркент», а также увеличение пропускной способности линий «Ташкент – Самарканд», «Тукимачи – Ангрен» и «Ангрен – Пап».
Отдельное внимание уделено развитию пригородного сообщения. В дополнение к 40 существующим маршрутам предлагается открыть еще 15. Среди них — направления «Ташкент – Нурафшан – Ахангаран – Ангрен», «Навои – Зарафшан – Учкудук», «Каган – Наманган – Андижан – Маргилан», «Термез – Кумкурган – Байсун – Дарбанд», «Нукус – Шават – Ургенч – Хива», «Джизак – Дустлик – Айдар-Арнасай», «Карши – Шахрисабз».
На совещании также обсудили развитие сети для высокоскоростных поездов. Президент поручил ускорить ввод в эксплуатацию 102-километровой линии «Навои – Бухара», что позволит существенно сократить время в пути и расходы на перевозки.
Планируется расширить парк локомотивов и вагонов. В Китае будут закуплены 38 магистральных и 50 маневровых и гибридных локомотивов. Совместно с компанией Hyundai Rotem планируется доставка шести высокоскоростных электропоездов и запуск первого на направлении «Ташкент – Ургенч – Хива» уже в следующем году — время в пути сократится с 14 до 7,5 часов.
Для повышения качества перевозок также будет налажено производство 250 современных пассажирских вагонов и закуплено 23 междугородних электропоезда. В отрасли предстоит изготовить 10 тысяч грузовых вагонов, восстановить более 6 тысяч и провести капитальный ремонт 12 электровозов.
Особое внимание уделено расширению проектов государственно-частного партнёрства.
Отдельно рассмотрен ход строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Президент подчеркнул ее стратегическое значение для укрепления транспортной связанности в Центральной Азии и повышения транзитного потенциала страны, а также дал указания по обеспечению качества строительных работ.
В завершение встречи ответственным лицам поручено обеспечить своевременную и качественную реализацию проектов модернизации железнодорожной сети, активное внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта, оптимизацию затрат и создание более комфортных, безопасных и надежных условий для пассажиров и бизнеса.