В Национальной туристической зоне «Аваза» состоялась трехсторонняя встреча президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, национального лидера туркменского народа, председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Были рассмотрены вопросы развития многостороннего
сотрудничества в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной,
энергетической и гуманитарной сферах, сообщила пресс-служба президента.
В начале своего выступления глава нашего государства еще раз
тепло поздравил Гурбангулы Бердымухамедова с успешным проведением в начале
августа третьей Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к
морю.
Президент Узбекистана также искренне поздравил лидера
Азербайджана Ильхама Алиева с недавним подписанием в Вашингтоне мирной
декларации с Арменией.
Глава нашего государства высказал ряд конкретных предложений
по расширению многостороннего сотрудничества.
Отмечена важность задействования в полном объеме большого
транзитного потенциала трех государств.
Выражена уверенность, что сопряжение действующих и
перспективных коридоров позволит сформировать устойчивый и эффективный
трансконтинентальный маршрут, который свяжет через территории наших стран Китай
с Южной Азией, Ближним Востоком и Европой.
В настоящее время начато строительство железной дороги КНР —
Узбекистан. Кроме того, недавно с Пакистаном и Афганистаном подписан меморандум
по проекту строительства Трансафганского коридора.
Подчеркнуто, что новые грузопотоки призваны обеспечить
эффективную загрузку инфраструктуры прежде всего Азербайджана, Туркменистана и
Узбекистана.
Также поддержаны планы по развитию Срединного маршрута,
включая Зангезурский коридор.
Предложено приступить к совместной экспертной проработке
наиболее важных вопросов.
Речь идет о расширении пропускной способности и создании
современной логистической инфраструктуры, в том числе в портах Туркменбаши и
Баку, проведении согласованной тарифной политики, цифровизации процедур и
обеспечении контроля за грузами.
Со своей стороны, узбекской стороной выражена готовность на
взаимной основе снизить тарифы на транспортировку грузов в целях обеспечения
кратчайшего и выгодного для бизнеса выхода к основным рынкам.
Кроме того отмечено, что консолидированный подход позволит
выстроить прагматичное сотрудничество с государствами и международными
организациями — потенциальными донорами в развитие логистической
инфраструктуры.
Наряду с этим выражена заинтересованность Узбекистана в
создании собственных паромных мощностей для транспортировки грузов через
Каспийское море.
В целях обеспечения энергетической безопасности отмечена
необходимость углубления кооперации и развития коридоров для экспорта
энергоресурсов в третьи страны.
В этом плане перспективным назван проект организации
поставок зеленой энергии в Европу.
В части традиционных углеводородов, предложено изучить
перспективы кооперации в области проведения геологоразведки и освоения
месторождений на шельфе Каспия.
Другим приоритетным направлением обозначено кардинальное
увеличение товарооборота и масштабов промышленной кооперации. Отмечено, что в
последние годы объемы взаимной торговли Узбекистана с Туркменистаном и
Азербайджаном выросли в два раза. Доля промышленных товаров в структуре
товарооборота достигла 40 процентов.
Предложено совместно подготовить Комплексный план действий,
предусматривающий развитие устойчивых торгово-логистических цепочек, создание
оптово-распределительных центров и доступ в крупные торговые сети, унификацию
фитосанитарных и карантинных требований, внедрение цифровой маркировки
продукции, запуск совместных электронных площадок и расширение сотрудничества
товарно-сырьевых бирж.
В рамках расширения гуманитарных контактов предложено
принять трехстороннюю программу туристических и культурных обменов, которая
позволит увеличить поток туристов из наших стран и третьих государств, показав
общее богатейшее культурное наследие, близость традиций и обычаев наших
народов.
В завершение, для практической реализации выдвинутых
инициатив и достигнутых договоренностей, глава нашего государства предложил
подготовить «дорожную карту», а также запустить механизм совместных встреч
министров по основным направлениям.