1
1

Минус шесть жизней ежедневно

Безопасные дороги: Мирзиёев запускает масштабную реформу ПДД

9 июля под председательством президента Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание по вопросам безопасности дорожного движения, совершенствованию транспортной инфраструктуры и снижению заторов на автодорогах.

Поводом для обсуждения стали тревожные данные: только за прошлый год в стране зафиксировано 9 364 дорожно-транспортных происшествия. В результате аварий пострадали почти 9 тысяч человек, 2 203 — погибли.

«То, что в каждой четвертой аварии погибает человек, а в среднем каждый день мы теряем по шесть жизней, должно серьезно волновать всех», — отметил Шавкат Мирзиёев.

Подчеркнуто, что безопасность дорожного движения напрямую зависит от состояния и удобства автодорог. Несмотря на проводимую работу и положительные изменения в ряде районов, уровень аварийности остается высоким в 20 регионах. При этом общий ущерб от дорожно-транспортных происшествий оценивается в среднем в 0,4% ВВП.

Национальная программа

На совещании объявлено о запуске Национальной программы «Безопасная дорога». В рамках инициативы создается Фонд «Безопасная дорога и безопасный пешеход», который будет переведен под управление правительства. В 2025 году фонд получит 400 миллиардов сумов из различных источников. В каждом регионе откроется отдельный расчетный счет, а работа предприятий, отвечающих за установку дорожных знаков, светофоров и нанесение разметки, будет передана в ведение регионов. Принципиальным моментом станет открытость деятельности фонда — в его состав войдут представители дорожной безопасности, дорожных служб и общественности. В первую очередь финансирование будет направлено на устранение участков с повышенной аварийностью. Начальные работы охватят 23 наиболее опасных отрезка автомобильных магистралей общей протяженностью 175 километров.

На местном уровне также будут созданы отдельные дорожные фонды. В скором времени заработает электронный портал, на котором жители смогут оставлять заявки с указанием точек, где необходимо установить знаки, светофоры или пешеходные переходы. Портал будет содержать фото- и видеоматериалы по каждому случаю, а пользователи смогут оценивать результативность работы. Задача, поставленная в ходе совещания, — с использованием новых цифровых решений улучшить дорожное движение и добиться сокращения числа аварий с тяжёлыми последствиями.

Что уже сделано?

Президент напомнил, что за последние годы в развитие дорожной инфраструктуры было вложено 61 триллион сумов — в 3,5 раза больше, чем в аналогичный период до 2017 года. Введена система онлайн-обращений, которая позволила вдвое сократить число визитов в подразделения дорожной безопасности. Сотрудники дорожной службы получили планшеты и бодикамеры, внедрены автоматические системы фиксации нарушений с использованием искусственного интеллекта. В городах организованы выделенные полосы для общественного транспорта.

Важными шагами стали и послабления, введенные для водителей. Тем, кто впервые нарушил правила, теперь может выноситься предупреждение вместо штрафа. Отменена фиксация пересечения дорожной разметки с помощью камер, разрешено движение по полосам общественного транспорта в вечернее время, запрещено проводить дорожные работы днем. В местах установки радаров стало обязательным размещение дорожного знака.

Какие проблемы остаются?

Одним из слабых мест признано отсутствие достаточного количества разворотных участков. Из более чем 1200 таких точек только 146 оборудованы в виде надземных или подземных развязок. Аналогичная ситуация с пешеходными переходами — из более чем 10 тысяч переходов лишь 154 имеют многоуровневое решение. Министерству транспорта поручено совместно со Всемирным банком провести диагностику международных автотрасс Ташкент — Самарканд — Термез, Ташкент — Ферганская долина и Самарканд — Бухара. На основе полученных данных будут разработаны проекты по созданию безопасных разворотов и переходов, а также модернизации системы дорожных знаков и разметки.

Особое внимание будет уделено проблемам общественного транспорта. Сегодня междугороднее сообщение остается слабо организованным — автобусы отправляются не по расписанию, а после заполнения. В этой связи намечены меры по реформированию общественного транспорта, особенно на средних и дальних маршрутах. В Ташкенте планируется внедрение единой агломерационной системы, охватывающей прилегающие районы области. Для этого 20 маршрутов, доходящих до окраин столицы, будут продлены на 15—20 километров, а также откроются 6 новых. До сентября в город поступит 200 автобусов, в следующем году — еще 1000. Это должно снизить количество легковых автомобилей на дорогах столицы на 25 тысяч единиц.

Улучшится и межобластное сообщение. Государство будет предоставлять субсидии за каждого перевезенного пассажира, а льготы на утилизационный сбор для автобусов продлятся на три года и будут распространяться на микроавтобусы. Также сохранятся таможенные послабления для туристических автобусов и всего общественного транспорта.

Парковка, культура и злостные нарушители

Отдельным вопросом стало положение с парковками. Из-за их нехватки автомобилисты вынуждены оставлять машины вдоль проезжей части, что создает пробки и снижает безопасность. Некоторые улицы вблизи министерств, ведомств и хокимиятов оказались перекрыты. Ответственным структурам поручено устранить такие случаи и демонтировать все незаконные запретительные знаки, особенно в районах госучреждений и махаллей. Министерство транспорта разработает электронную платформу для сбора предложений и жалоб от водителей.

Повышение культуры вождения остается важной задачей. В 2024 году зафиксировано около 20 миллионов грубых нарушений правил. В отношении систематических нарушителей будет действовать программа «Злостные нарушители». Тем, кто повторно проезжает на красный свет, двигается по встречной полосе или превышает скорость, скидки на штрафы в течение года предоставляться не будут. В случае 10 и более нарушений за месяц водитель может быть лишен прав сроком до 6 месяцев. За трехкратное превышение скорости возможно пожизненное лишение прав. При этом штрафы не будут применяться, если с момента нарушения прошло более месяца, что устраняет прежние недовольства.

Особое внимание будет уделено обучению детей и молодежи. В школах и детских садах обновят программы по безопасности дорожного движения, возобновятся соревнования «Зеленый свет», победителям республиканского этапа будет вручаться приз президента. Также начнется выпуск видеоконтента и анимационных роликов, посвященных правилам дорожного движения.

 

#ПДД #дорога #транспорт