1
1

Мосты через степи

С началом второго саммита «Китай — Центральная Азия» в Астане, взаимосвязанность становится центральной темой региональной трансформации

С началом второго саммита «Китай — Центральная Азия» в Астане, взаимосвязанность становится центральной темой региональной трансформации. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» инвестиции Китая в развитие транспортной инфраструктуры становятся ключевым катализатором экономической интеграции, упрощения торговли и контактов между людьми в Центральной Азии.

Такое мнение высказал Серик Коржумбаев, главный редактор казахстанской газеты «Деловой Казахстан» и генеральный директор медиагруппы «Business Media Group», в которую входит информационное агентство DKNEWS.KZ.

По его словам, исторически замкнутая на суше и разделенная труднопроходимым ландшафтом, Центральная Азия давно сталкивается с проблемами транспортной неэффективности. Такие страны, как Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, в значительной степени зависят от железных дорог, автотрасс и трубопроводов для экспорта товаров, однако значительная часть этой инфраструктуры была построена еще в советский период и остается недостаточно развитой. Слабая связанность увеличивает торговые издержки, снижает конкурентоспособность и тормозит региональную интеграцию.

Именно здесь инициатива «Пояса и пути» приобретает стратегическое значение. За последнее десятилетие Китай совместно с правительствами стран Центральной Азии модернизирует ключевые транспортные коридоры, формируя «Новый шелковый путь» через степь. Символичным проектом стала долгожданная железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан, соглашение о строительстве которой было подписано в 2024 году после многолетних переговоров. Этот маршрут сократит путь между Китаем и Европой на 900 километров, существенно уменьшив сроки доставки и издержки.

Значительные инвестиции направлены также на модернизацию автодорог и логистических узлов. Казахстан, ключевой участник инициативы, превратился в «континентальный мост» благодаря развитию сухопортового терминала Хоргос на границе с Китаем, через который китайские товары транзитом следуют в Европу по железной дороге, отмечает С. Коржумбаев.  Грузовой маршрут Алматы — Сиань, соединяющий древний китайский город Сиань с бывшей столицей Казахстана, сегодня стал жизненно важной артерией восточно-западной торговли. Быстро растет и авиационная логистика: открываются новые маршруты между Ханчжоу на востоке Китая и городами Центральной Азии, обслуживая как традиционный экспорт, так и бурно развивающуюся электронную коммерцию.

Но современная взаимосвязанность это не только бетон и сталь. Это также цифровое и экологически устойчивое развитие. Китай и пять стран Центральной Азии инвестируют в развитие оптоволоконных сетей и трансграничной цифровой инфраструктуры, которая станет основой для новой волны цифровой торговли.

По мнению журналиста, философия зеленого развития Китая получает признание в регионе. В Намангане на востоке Узбекистана начал работу солнечный парк мощностью 100 МВт, построенный при поддержке Китая. В Казахстане китайские инвестиции поддерживают проекты в сфере ветро- и гидроэнергетики, снабжающие тысячи домов и способствующие переходу к устойчивой энергетической модели. Эти проекты соответствуют глобальным климатическим целям и позволяют снизить долгосрочные издержки на инфраструктуру.

Политическая и институциональная связность

Одной лишь инфраструктура недостаточно, столь же важны согласованная политика и институциональные механизмы. Запуск секретариата «Китай — Центральная Азия» в 2024 году и создание более 10 межведомственных диалоговых платформ стали основой для эффективной координации, отмечает С. Коржумбаев. 

Например, в этих рамках разрабатываются меры по гармонизации таможенных процедур, упрощению пограничного контроля и стандартизации логистики. Эти усилия напоминают модели, применяемые в ЕС, но адаптированы под реалии Евразии.

Инфраструктура это не только движение товаров. Это основа для культурного обмена и туризма. Договоры о безвизовом режиме между Китаем и Казахстаном, а также Узбекистаном уже спровоцировали туристический бум. Запуск туристического поезда Сиань — Алматы демонстрирует, как транспорт может способствовать углублению взаимопонимания между народами.

Какие инновации предстоит реализовать в будущем? Новые формы государственно-частного партнерства, интеллектуальные транспортные системы и механизмы зеленого финансирования открывают перспективные направления. Использование искусственного интеллекта в управлении логистикой, блокчейна для таможенного оформления и спутниковых данных для мониторинга эффективности инфраструктуры — все это уже становится реальностью.

Опыт Китая по созданию умной инфраструктуры у себя может быть применен и за рубежом. Однако странам Центральной Азии важно не оставаться лишь получателями, а становиться полноправными участниками — с учетом своих национальных интересов и долгосрочных приоритетов, подчеркивает главный редактор «Делового Казахстана». 

Совместное движение вперед

Инфраструктурная дипломатия Китая в Центральной Азии это не просто строительство дорог и железнодорожных путей. Это формирование доверия, стимул к росту и связующее звено будущего. В условиях все более фрагментированного мира такие модели сотрудничества внушают надежду. В дни проведения в Астане второго саммита «Китай — Центральная Азия» внимание приковано не только к достигнутым результатам, но и к формированию видения более взаимосвязанного, устойчивого и процветающего региона.

Путь предстоит долгий, но фундамент закладывается уже сегодня — стыком к стыку, рельс за рельсом, идеей за идеей, заключил эксперт. 

 

#мнение #эксперт #ЦА #КНР