Попытки добиться «независимости Тайваня» — это раскол территории Китая, а поддержка стремлений к «независимости Тайваня» — это вмешательство во внутренние дела Китая, что является нарушением как конституции страны, так и международного права, заявил в понедельник в Пекине министр иностранных дел КНР Ван И.
Ван И, также являющийся членом Политбюро ЦК КПК, выступил с этим заявлением во время переговоров с министром иностранных дел Германии Йоханном Вадефулем, в ходе которых глава китайского внешнеполитического ведомства подробно остановился как на исторических реалиях, так и на правовых основах тайваньского вопроса.
Тайвань является частью Китая с древних времен, подчеркнул Ван И.
В Каирской декларации, принятой в декабре 1943 года, четко говорится, что все территории, незаконно захваченные Японией у Китая, такие как Тайвань, должны быть возвращены Китаю.
Статья 8 Потсдамской декларации, подписанной КНР, США, Великобританией и позднее присоединившимся Советским Союзом в 1945 году, предусматривала, что положения Каирской декларации должны выполняться.
15 августа 1945 года Япония безоговорочно капитулировала, а японский император обязался добросовестно выполнять положения Потсдамской декларации. 25 октября 1945 года китайское правительство объявило о возобновлении осуществления суверенитета над Тайванем, и в Тайбэйском зале Чжуншань состоялась церемония принятия капитуляции японских войск в провинции Тайвань на китайском театре боевых действий союзных держав.
В 1949 году Китайская Народная Республика /КНР/ стала правопреемницей Китайской Республики, а Центральное Народное Правительство стало единственным законным правительством всего Китая. Как естественный результат, правительство КНР должно обладать суверенитетом и осуществлять его на всей своей территории, включая о. Тайвань.
На 26-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, состоявшейся в октябре 1971 года, была принята резолюция 2758, постановившая восстановить все права КНР в ООН и немедленно лишить «представителей» тайваньской администрации места в этой организации. Официальное юридическое заключение ООН подтверждает, что Тайвань является провинцией Китая.
В Совместном китайско-японском заявлении 1972 года говорится, что «Правительство Японии признает правительство Китайской Народной Республики единственным законным правительством Китая. Кроме того, оно полностью понимает и уважает позицию правительства Китайской Народной Республики о том, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, а также обязуется твердо придерживаться этой позиции в соответствии со статьей 8 Потсдамской декларации».
Договор о мире и дружбе между Китаем и Японией 1978 года подтверждает, что все принципы, изложенные в Совместном китайско-японском заявлении, должны строго соблюдаться.
По словам Ван И, приведенный выше ряд неоспоримых фактов полностью доказывает, что Тайвань является территорией Китая как политически, так и юридически, а статус острова уже был «семикратно закреплен».
Нынешний лидер Японии недавно опрометчиво заявила, что в случае развязывания конфликта на Тайване, Япония будет иметь право применить военную силу, указал Ван И. По его словам, это серьезно нарушает суверенитет и территориальную целостность Китая, грубо противоречит обязательствам, которые Япония взяла на себя перед КНР, напрямую ставит под сомнение итоги победы во Второй мировой войне и послевоенный международный порядок, а также создает серьезные риски для мира в Азии и во всем мире.
Отметив, что в этом году исполнилось 80 лет со дня Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам, Ван И подчеркнул, что Японии, как проигравшей стране, следует провести глубокий самоанализ и быть осторожной в речах и осмотрительной в поступках.
«Однако сейчас ее нынешний лидер пытается использовать тайваньский вопрос — ту самую территорию, которую Япония колонизировала в течение полувека, совершая бесчисленные преступления против китайского народа, — чтобы спровоцировать конфликт и угрожать Китаю военной силой. Это совершенно неприемлемо», — подчеркнул он.
Резюмируя Ван И заявил, что китайцы вместе со всеми миролюбивыми народами мира несут ответственность за соблюдение целей и принципов Устава ООН и обязаны не допустить повторной милитаризации Японии и попыток возродить ее милитаристские амбиции.