Фото: телеграм-канал Logistan.
Китайский журнал «Lookwe» опубликовал статью о перспективах развития транспортных коридоров через Узбекистан.
Ее автор — сотрудница Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве транспорта Узбекистана Дилдора Ибрагимова.
Вот ключевые тезисы статьи:
Узбекистан имеет уникальную возможность стать важным логистическим перекрестком между Китаем и Европой, Индийским полуостровом и СНГ.
Доля стран Центральной Азии в мировом экспорте транспортных услуг очень мала и представлена в следующих пропорциях: Узбекистан, имеющий выход к морю только через две страны — 0,1%, Казахстан — 0,3%, Таджикистан — 0,007%, Кыргызстан — 0,03%. Экспорт транспортных услуг Узбекистана в 2022 году составил 2,2 миллиарда долларов, а положительное сальдо внешней торговли транспортными услугами составило 1,7 миллиарда долларов.
Одной из основных проблем международных грузовых перевозок Узбекистана является недоиспользование его экспортно-транзитного потенциала, что снижает доходы от экспорта транспортно-логистических услуг. Например, при сравнении реального экспорта в тоннах Узбекистан отстает от России в 20 раз. Турции — в 10 раз, Казахстана — в 9 раз.
В 2023 году объем межгосударственных грузоперевозок в Узбекистане составил 62 миллиона тонн, что на 16% выше показателя 2022 года. Наибольшая доля в объеме экспорта-импорта грузоперевозок республики приходятся на Казахстан (30%), в меньшей степени на Россию (26%), Китай (10%) и Афганистан (4%). Наибольшую долю (76%) в грузоперевозках Узбекистана занимает железнодорожный транспорт.
На данный момент Узбекистан не входит в список основных транзитных стран между Китаем и ЕС на «евразийском» и «транскаспийском» направлениях и претендует лишь на часть целевых рынков преимущественно по направлению Южного коридора через Туркменистан, Иран и Турцию.
В число приоритетных направлений, определенных к 2030 году для развития международных транспортных коридоров и доведения объема транзитных перевозок через территорию республики до 16 миллионов тонн, входит задача увеличение доходов от экспорта транспортных услуг. Ключевой задачей для Узбекистана является увеличение объемов мультимодальных грузоперевозок по направлениям Китай — Кыргызстан — Узбекистан (Кашгар — Иркештам — Ош — Андижан — Ташкент) и Узбекистан — Афганистан — Пакистан. (Термез — Хайратан — Логар — Карачи).
Узбекистан крайне заинтересован в торгово-транспортном сотрудничестве с Афганистаном и в реализации проекта Трансафганской железной дороги Узбекистан — Афганистан — Пакистан (UAP) — прямом железнодорожном сообщении между Узбекистаном и Пакистаном через территорию Афганистана с дальнейшим выходом к портам Индийского океана.
Значимость и эффективность проекта UAP можно повысить, если он будет реализовываться параллельно с проектом строительства железнодорожной линии Узбекистан — Кыргызстан — Китай (CKU), который позволит кратно увеличить объемы перевозок из/в Китай в страны Центральной и Южной Азии.
По прогнозам, к 2050 году объем торговли между Китаем и ЕС увеличится в 4,5 раза по сравнению с 2023 годом, а между Китаем и Центральной Азией — в 5 раз. При этом общий объем торговли между странами Южной Азии (Индия и Пакистан) с торговыми партнерами (ЕС, Россия, Китай, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан) увеличится в 3,8 раза по сравнению с 2023 годом.