Когда пустыня отступает

Поколения энтузиастов превращают барханы в оазисы

Сунь Дун, постоянный член синьцзянской Федерации возвратившихся на родину китайцев, показывает обширную территорию пустыни. Этот участок специально сохраняют как первозданный пустынный ландшафт. Здесь можно увидеть, как раньше пустыня окружала оазисы. Теперь деревья сдерживают пески.

Однако основные трудности связаны не только с опустыниванием, но и с засолением почв. Работая с землей, где содержание соли превышает 30 граммов на килограмм, Сунь Дун и его коллеги в сотрудничестве с Китайской академией наук создали банк семян, ввели более 130 видов растений и вернули жизнь бесплодным солончакам.

Он рассказывает о Карамае — городе, который вырос благодаря нефти. Раньше здесь почти не было зелени, свирепствовали песчаные бури, уровень озеленения составлял лишь около одного процента. Острая нехватка воды сдерживала всякое развитие. С 2000 года в городе был запущен масштабный проект озеленения. Благодаря этому высохшая пустыня получила воду, в городе появились первые тенистые рощи. Высаженные деревья выдерживают и летнюю жару свыше 40 градусов, и зимние морозы. Сунь Дун подчеркивает, что лишь непрерывные усилия, прилагаемые из поколения в поколение, могут превратить пустыню в оазис.

Будучи членом семьи хуацяо — потомков китайских эмигрантов, живших за границей, Сунь Дун считает свою дочь, которая изучает экологию в докторантуре в США, важным связующим звеном в своей работе. Она делится с ним зарубежным опытом, например, методом мульчирования приствольных кругов корой для сохранения влаги. Он адаптирует эти методы к местным условиям. Их постоянный обмен идеями через океан позволяет интегрировать передовой международный опыт в местную практику.