Новые караваны по Шелковому пути

Как на историческом маршруте формируется новая модель трансграничных поставок

На КПП «Хоргос» на границе Китая и Казахстана сформировалась новая модель трансграничных поставок автомобилей. Китаец Вэнь Цзян в течение последних двух лет регулярно выезжает через пограничный переход, доставляя автомобили в Казахстан, после чего возвращается обратно автобусом. Водитель из Казахстана Ермек Еркенбай уже около десяти лет приезжает в Хоргос на грузовике, загружает товары и перевозит их в Алматы.

Подобные «переправщики» стали важным звеном в системе экспорта автомобилей. Такая форма доставки отличается более низкими издержками и гибкостью по сравнению с традиционными логистическими схемами, что делает ее востребованной у иностранных импортеров.

По данным Хоргосской таможни, с января по август 2025 года через этот пункт было экспортировано 258 тысяч автомобилей, что на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и является рекордным показателем. Из этого числа 102 тысячи составляют электромобили, их экспорт вырос на 45,2%.

По словам Вэнь Цзяна, за перегон одного легкового автомобиля он получает 500 юаней (70 долларов), за доставку строительной техники — 700 юаней (около 100 долларо). Для многих жителей приграничных районов такая работа стала дополнительным источником дохода — как на постоянной, так и на частичной основе.

Помимо автоперегона, автомобили вывозятся и по специальным железнодорожным маршрутам. Для электромобилей выделены отдельные составы, которым предоставляется приоритет. Как сообщил помощник инженера грузового депо станции «Хоргос» Тан Хао, в настоящее время каждые два дня отправляется один поезд, перевозящий около 600 легковых автомобилей. Основные экспортные марки — Geely, Changan и BYD.

В последние годы доля китайских автомобилей на рынке Казахстана стабильно растет. В 2024 году она достигла 39%.

Через Хоргос также активно экспортируются компьютеры, мобильные телефоны и другая электроника. Для перевозки дорогих грузов применяются ускоренные процедуры оформления, а также повышенные требования к точности и безопасности транспортировки.

Вечером Ермек Еркенбай снова садится за руль — его очередь на таможне подходит. В его грузовике находится электрический трансформатор, произведенный в Хэфэе, который необходимо доставить в Алматы, примерно в 300 километрах от Хоргоса. Он передвигается на китайском грузовике марки Dongfeng.

По его словам, за последние десять лет заметно выросло число водителей из стран Центральной Азии, приезжающих за грузами, увеличились и объемы международных перевозок.

Компания «Хоргос Цзиньи», расположенная у пограничного пункта, занимается экспортом широкого ассортимента продукции: потребительских товаров, электроники, строительного и сельскохозяйственного оборудования, в том числе установок для ветроэнергетики. При компании открыт «Дом водителей» — пункт отдыха для дальнобойщиков из разных стран.

Название «Хоргос» в переводе с монгольского языка означает «место, где проходили караваны». Сегодня этот город остается одним из ключевых узлов сухопутной торговли между Китаем и странами Центральной Азии.