Посол Китая в Узбекистане Юй Цзюнь в интервью прокомментировал итоги прошедшего в Астане второго саммита «Китай — Центральная Азия» и рассказал о ключевых договоренностях, достигнутых в ходе встречи лидеров Китая и Узбекистана. Он также поделился мнением о перспективах двустороннего сотрудничества, новых инициативах и особом характере отношений между руководителями двух стран.
— В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай» состоялась встреча руководителей Узбекистана и Китая. Какие ключевые сигналы были переданы в ходе этой встречи? Какие новые инициативы были выдвинуты?
Под стратегическим руководством лидеров двух стран китайско-узбекские отношения всепогодного всестороннего стратегического партнерства в новую эпоху продолжают интенсивно развиваться на высоком уровне. В прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев дважды провели встречи. Недавно лидеры двух стран вновь встретились в рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», продолжив тесный диалог и укрепляя искреннюю дружбу. В ходе встречи была достигнута серия новых важных договоренностей, а также согласовано совместное построение более содержательного и динамичного сообщества единой судьбы Китая и Узбекистана.
Председатель Си Цзиньпин подчеркнул, что стороны должны принимать больше мер по либерализации и облегчению торговли, расширять масштабы двусторонней торговли и инвестиций, добиваться качественного строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, формировать многослойную систему взаимосвязанности, а также углублять практическое сотрудничество в новых сферах, как искусственный интеллект, новая энергетика, «умное» сельское хозяйство и общественное здравоохранение. Он также выступил за активное продвижение создания культурных центров, проведение форумов по образовательному сотрудничеству, продолжение взаимодействия в области сокращения бедности и укрепление дружбы между народами двух стран.
Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что высоко ценит дружественные отношения с Китаем и неизменно поддерживает принцип «одного Китая». Он выразил готовность укреплять обмен опытом в государственном управлении, особенно в сфере борьбы с бедностью, а также выдвинул ряд конструктивных инициатив по углублению сотрудничества в сферах торговли, инвестиций, высоких технологий, инфраструктурной взаимосвязанности, сельского хозяйства и зеленой энергетики.
В присутствии лидеров двух стран было объявлено о подписании двустороннего протокола по присоединению Узбекистана к ВТО, что стало свидетельством твердой приверженности обеих сторон защите многосторонней торговой системы, основанной на правилах ВТО, и поддержанию международного торгово-экономического порядка.
Главы государств также обменялись мнениями по вопросам углубления сотрудничества в сфере безопасности, совместной борьбы с «тремя силами зла», противодействия новым угрозам и вызовам, а также укрепления многостороннего взаимодействия.
В отношении ситуации на Ближнем Востоке обе стороны подчеркнули, что конфликт не может быть решен военным способом, эскалация в регионе не отвечает интересам международного сообщества, и все стороны должны содействовать скорейшему снижению напряженности и предотвращению дальнейшего обострения ситуации.
— Какое значение имеют инициативы, выдвинутые президентом Узбекистана и председателем Китая на саммите «Центральная Азия — Китай», для Китая и всего региона?
«Астанинская декларация», принятая на саммите, в полной мере отразила важные политические договоренности сторон, новой вехой в истории взаимоотношений шести государств стало подписание Договора о вечной добрососедской дружбе и сотрудничестве.
В ходе саммита президент Шавкат Мирзиёев, исходя из интересов развития Узбекистана и стран региона, выдвинул ряд важных и практических инициатив по сотрудничеству. Среди них — создание Фонда развития «Китай — Центральная Азия», укрепление сотрудничества в области передачи технологий, разработка Программы зеленого развития, создание экологического альянса, развитие цифровой коммуникационной инфраструктуры, а также учреждение нового механизма диалога с Афганистаном.
Эти инициативы отражают дальновидность и стратегическое мышление президента Шавката Мирзиёева. Они направлены не только на развитие собственной страны, но и представляют собой прагматичное видение обеспечения долгосрочной безопасности и стабильности в Центральной Азии, решения проблем устойчивого развития региона. Предложения также способствуют наполнению формата «Китай — Центральная Азия» новым содержанием и демонстрируют твердую решимость Узбекистана продвигать построение сообщества единой судьбы Китая и Центральной Азии.
Предложения президента Узбекистана отражают насущные потребности совместного развития региона и совпадают с китайским подходом к углублению сотрудничества с государствами Центральной Азии во всех сферах. Они объединяют усилия по решению задач устойчвого развития и содействию процветанию.
На саммите председатель Си Цзиньпин объявил о формировании «Духа Китай — Центральная Азия», который включает в себя взаимное уважение, доверие, взаимную выгоду и взаимопомощь, а также совместное продвижение модернизации посредством высококачественного развития. Лидеры шести государств совместно провозгласили 2025—2026 годы Годами высококачественного развития сотрудничества между Китаем и Центральной Азией.
Развитие — это яркая тема современности, и Китай вместе с пятью странами Центральной Азии всегда шел по пути модернизации как партнер. В рамках формата «Китай — Центральная Азия» все стороны высоко оценивают создание Китаем Центра по борьбе с бедностью, Центра по обмену и сотрудничеству в области образования, Центра сотрудничества по борьбе с опустыниванием, а также платформы сотрудничества для беспрепятственной торговли. В будущем Китай готовы предоставить странам Центральной Азии 3 тысячи мест для подготовки кадров и обучения навыкам. Председатель Си Цзиньпин также подчеркнул готовность Китая делиться с государствами региона опытом развития и последними технологическими достижениями, способствовать сопряжению цифровой инфраструктуры, укреплять сотрудничество в области искусственного интеллекта и развивать новую качественную производительную силу.
Особо следует отметить бурное развитие китайско-узбекского сотрудничества, которое приносит реальные выгоды народам двух стран. Приведем несколько примеров: китайские предприятия активно инвестируют и реализуют в Узбекистане крупные проекты в сфере зеленой энергетики, способствуя энергетическому переходу страны; китайские ученые совместно с узбекскими коллегами продвигают посадку солеустойчивых растений и внедрение солнечных технологий в районе Аральского моря, помогая преодолеть экологический кризис; китайские технологии в области селекции, водосберегающего орошения и управления землями способствуют увеличению производства и доходов от хлопка, овощей и фруктов, значительно повышая аграрный потенциал Узбекистана.
Мы готовы вместе с узбекской стороной добросовестно реализовать договоренности, достигнутые лидерами на саммите, в полной мере раскрывать потенциал сотрудничества в таких областях, как торговля, инвестиции, энергетика, полезные ископаемые, транспорт, современное сельское хозяйство, ускорять энергетический переход, экологическое развитие и цифровую трансформацию, постоянно обогащать содержание двусторонних отношений и содействовать высококачественному развитию сотрудничества Китай — Центральная Азия.
— Какие основные факторы способствовали столь искренним, уникальным и доверительным отношениям между лидерами двух стран?
В последние годы лидеры двух государств неоднократно встречались на двусторонних и многосторонних площадках, откровенно и глубоко обменивались мнениями по вопросам развития двусторонних отношений и сотрудничества в различных сферах, а также по актуальным международным и региональным проблемам безопасности. Между ними сформировались высокий уровень политического доверия и крепкая личная дружба. Отношения между главами государств искренни, уникальны и наполнены взаимопониманием и доверием, что служит примером для международного сообщества.
На мой взгляд, основа этих отношений заключается в схожих чувствах и стремлениях, которые объединяют обоих лидеров — в их приверженности развитию своих стран, самоотверженной заботе о судьбе своих народов и судьбе человечества в целом. Председатель Си Цзиньпин и президент Шавкат Мирзиёев питают глубокую любовь к своим согражданам и обладают сильным чувством ответственности.
Они считают национальное развитие и возрождение своим главным делом, имеют схожие взгляды на государственное управление, решительно поддерживают друг друга по вопросам, затрагивающим ключевые интересы, уважают выбранный каждой страной путь развития, соответствующий ее национальным особенностям, и стремятся к модернизации своих стран через углубление реформ и расширение открытости.
Оба лидера придерживаются принципа «народ — прежде всего», уделяют особое внимание мнению граждан, ставят благосостояние народа на первое место, рассматривают удовлетворенность населения как главный критерий своей работы и стремятся к тому, чтобы счастье народа стало их личным счастьем. Они активно продвигают борьбу с бедностью, решение вопросов занятости, совершенствование системы социальной защиты, чтобы результаты развития приносили пользу гражданам.
Оба лидера смотрят на судьбу человечества с глобальной точки зрения, руководствуются общечеловеческими ценностями, формулируют внутреннюю и внешнюю политику, исходя из тенденций развития времени и глобальной картины мира, неизменно придерживаются политики добрососедства и региональной солидарности, активно развивают дружественные отношения со всеми странами и стремятся способствовать развитию, процветанию и стабильности в регионе и во всем мире.
Уверен, крепкая дружба между лидерами двух государств будет служить неиссякаемым стимулом для развития китайско-узбекских отношений, способствовать еще более значимым достижениям в двустороннем сотрудничестве по всем направлениям.
#интервью #посолКНР #саммит #итоги #УзбекистанКНР