Экспортные грузоперевозки Узбекистана падают из-за пробки на казахстанско-российской границе

В третьем квартале 2025 года в Узбекистане восстановился спрос на импортные грузоперевозки, а количество заявок на доставку грузов в другие страны упало на 37%

Грузоперевозки внутри страны растут, вместе со спросом увеличиваются и цены. Такие выводы делает международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU» на основе собственной аналитики.

По итогам третьего квартала количество размещенных на «Бирже грузоперевозок ATI.SU» заявок на перевозки из Узбекистана в другие страны в сравнении с аналогичным периодом 2024 года увеличилось на 9%. Однако по отношению к предыдущему кварталу отмечается заметное падение спроса (на 37%). За последние три месяца снизились и средние цены на перевозку (на 7%).

Существенное снижение отмечается на трех основных направлениях — российском (минус 38%), казахстанском и белорусском.

Зато импортные перевозки демонстрируют позитивную динамику — в третьем квартале количество заявок на доставку грузов в Узбекистан из других стран увеличилось на 56% в годовом выражении, а в сравнении с предыдущим кварталом — на 58%. Цены в годовом выражении выросли на 11%.

В частности, существенный рост спроса заметен на перевозки из России, Казахстана и Беларуси (более чем в полтора раза за год).

Растут и внутренние грузоперевозки. В третьем квартале количество заявок на доставку грузов по стране на «Бирже ATI.SU» увеличилось на 83% за год и на 38% в сравнении с предыдущим кварталом. По итогам первых девяти месяцев число заявок увеличилось в годовом выражении на 81%, а цены — на 44%.

Уверенный рост спроса объясняется как реальным развитием экономики и рынка автомобильных грузоперевозок, так и ростом популярности интернет-технологий и самой Биржи. Так, по данным Национального комитета по статистике, промышленное производство за январь — август 2025 года выросло на 6,4%, а экономика в целом — на 7,2% за первое полугодие этого года.

«Сокращение перевозок из РФ во втором квартале стало временным явлением, вызванным усилением российского рубля. Спрос на импорт восстановился вместе с коррекцией на валютном рынке. Теперь, напротив, замедляются экспортные перевозки. Это объясняется, скорее всего, ситуацией на казахстанско-российской границе — с середины сентября там образовались очереди из фур. Усиление контроля за ввозом в РФ потенциально санкционных товаров негативно сказался на грузопотоке из всех стран Центральной Азии в Россию. Сложности на границе ограничивают потенциал экспортных грузоперевозок из Узбекистана в Россию и в четвертом квартале», — комментирует Фарид Вахидов, директор представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Узбекистане.