Внимание мировой политики все минувшие дни было приковано к Китаю, где прошли саммит Шанхайской организации сотрудничества, встречи в формате «ШОС плюс», а также памятные мероприятия в честь 80-летия Победы во Второй мировой войне. Эти события стали не только знаковыми с точки зрения международной дипломатии, но и подчеркнули возрастающую роль Китая и стран Глобального Юга в формирующемся многополярном мире.
Саммит в Тяньцзине стал крупнейшим по числу участников за всю историю организации и показал высокий уровень подготовки китайской стороны, предсказуемость и стабильность формата ШОС, востребованного в условиях глобальной турбулентности. На полях саммита прошли десятки двусторонних и многосторонних встреч, обсуждавших ключевые вопросы региональной безопасности, экономической интеграции, транспортной и энергетической инфраструктуры, цифровизации и гуманитарных обменов. Участие не только стран-членов организации, но и государств-наблюдателей и партнеров по диалогу в формате «ШОС плюс», что расширило формат дискуссии и подчеркнуло растущую привлекательность организации как платформы для выработки решений.
Примечательно, что именно на этой площадке председатель КНР Си Цзиньпин представил Инициативу по глобальному управлению, вызвавшую одобрение в международном сообществе. Концепция китайского лидера предлагает обновление мировой архитектуры на основе равноправия, уважения суверенитета, консенсуса и инклюзивного подхода. Она предполагает модернизацию международных институтов, усиление роли ООН и вовлечение развивающихся стран в процесс принятия решений. Такой подход нашел поддержку у лидеров многих государств. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчеркнул своевременность инициативы и ее значение для укрепления доверия между странами, отметив необходимость возвращения к принципам мирного сосуществования.
Позиции Китая и Узбекистана во многом созвучны: стороны выступают за неделимость безопасности, последовательно борются с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, официальный Ташкент неизменно поддерживает принцип «одного Китая». В ходе двусторонней встречи лидеры договорились о дальнейшем укреплении отношений всепогодного всестороннего стратегического партнерства. В центре переговоров — сопряжение инициативы «Один пояс, один путь» и Стратегии «Узбекистан-2030». Новые соглашения охватывают широкий спектр сфер — от транспортной инфраструктуры и «зеленой» энергетики до образования, цифровизации и культурных обменов.
Не менее важным стало участие глав государств в военном параде в Пекине, посвященном 80-летию Победы китайского народа в Войне сопротивления японским захватчикам и окончанию Второй мировой войны. Парад продемонстрировал уровень технологического и оборонного развития Китая, а также высокую выучку Народно-освободительной армии. Однако ключевым было не военное содержание, а символизм события: напоминание о цене мира и исторической правде. Из истории известно, что Китай первым принял удар агрессора в эпоху начинающейся Второй мировой, понес колоссальные потери, и сегодня напоминает миру о недопустимости гегемонизма.
Эта память близка и Узбекистану. В годы Второй мировой войны республика мобилизовала каждого третьего своего жителя, многие из которых не вернулись домой. Поэтому посыл парада — о ценности мира и необходимости его защиты — нашел глубокий отклик и в узбекском обществе.
Памятные мероприятия в Пекине и саммит в Тяньцзине стали знаковыми маркерами новой реальности: мир больше не ограничивается западным центром силы. Китай укрепляет статус площадки для выработки решений, основанных на консенсусе и взаимном уважении. ШОС в свою очередь превращается из региональной структуры в платформу глобального уровня, где формируется альтернативная модель международных отношений. Сильная сторона организации — ее способность учитывать интересы разных стран, предлагать решения для баланса между Востоком и Западом, Севером и Югом. В условиях кризиса доверия в мировой политике ШОС становится одним из редких пространств, где диалог по-прежнему возможен.
Пекин и Тяньцзинь задали тон глобальной дискуссии на месяцы вперед, утвердив тезис о том, что обсуждение международной безопасности, реформирования институтов и новых экономических связей немыслимы без участия стран Евразии. Для государств региона, включая Узбекистан, это означает рост их роли в мировой системе и расширение возможностей для стратегического маневра.