1
1

Скульптуры из шелковичной бумаги

27.07.2025 15:00 Видео 376

В Синьцзяне продолжается работа по сохранению и переосмыслению нематериального культурного наследия. Один из ярких примеров — проект мастера Чжан Гоцзин, посвятившей себя искусству бумажной скульптуры на основе древней шелковичной бумаги. Этот материал, известный в Китае с эпохи династии Хань, традиционно использовался в каллиграфии и живописи, но в последние годы находит иные формы применения — в том числе в объемной пластике.

Чжан Гоцзин, признанная наследница нематериального культурного наследия, работает с шелковичной бумагой, придавая ей новую художественную функцию. Ее последняя серия под названием «Я люблю свой дом» представляет собой цикл скульптур, посвященных атмосфере старого Кашгара — одного из знаковых городов Западного Китая с богатым историческим и культурным ландшафтом. Природная текстура бумаги гармонирует с изображениями саманных построек, подчеркивая связь материала с темой.

В числе других работ — скульптурная группа «Дети с дынями», в которой изображены дети, играющие с дынями — кто-то несет их на голове, кто-то держит в руках или делает вид, что откусывает. Эти образы иллюстрируют повседневную жизнь и ассоциируются с бахчевыми традициями региона, известного своими фруктами.

По словам мастера, шелковичная бумага обладает особыми визуальными свойствами и тактильной выразительностью, что делает ее подходящей для передачи как фактуры кожи, так и неровностей старых стен. «Когда я впервые использовала шелковичную бумагу, чтобы изобразить персонажей и улицы, я сразу почувствовала ее характер», — отмечает Чжан Гоцзин.

Сейчас художница обучает учеников, в том числе из города Турфан, а также разрабатывает линейку сувениров для туристов. Это часть более широкой задачи — популяризировать культурное наследие Синьцзяна и привлечь внимание к местным ремеслам. Шелковичная бумага, которая на протяжении столетий использовалась в традиционных искусствах, получает новую функцию в современной визуальной культуре.

Проекты подобного рода не только способствуют сохранению традиционных технологий, но и дают возможность осмыслить их в современном контексте. В условиях роста внутреннего туризма и интереса к региональному культурному коду, такие формы творчества становятся точкой пересечения прошлого и настоящего.