В Синьцзяне продолжается работа по сохранению и переосмыслению нематериального культурного наследия. Один из ярких примеров — проект мастера Чжан Гоцзин, посвятившей себя искусству бумажной скульптуры на основе древней шелковичной бумаги. Этот материал, известный в Китае с эпохи династии Хань, традиционно использовался в каллиграфии и живописи, но в последние годы находит иные формы применения — в том числе в объемной пластике.
Чжан Гоцзин, признанная наследница нематериального
культурного наследия, работает с шелковичной бумагой, придавая ей новую
художественную функцию. Ее последняя серия под названием «Я люблю свой дом»
представляет собой цикл скульптур, посвященных атмосфере старого Кашгара —
одного из знаковых городов Западного Китая с богатым историческим и культурным
ландшафтом. Природная текстура бумаги гармонирует с изображениями саманных
построек, подчеркивая связь материала с темой.
В числе других работ — скульптурная группа «Дети с дынями»,
в которой изображены дети, играющие с дынями — кто-то несет их на голове,
кто-то держит в руках или делает вид, что откусывает. Эти образы иллюстрируют
повседневную жизнь и ассоциируются с бахчевыми традициями региона, известного
своими фруктами.
По словам мастера, шелковичная бумага обладает особыми
визуальными свойствами и тактильной выразительностью, что делает ее подходящей
для передачи как фактуры кожи, так и неровностей старых стен. «Когда я впервые
использовала шелковичную бумагу, чтобы изобразить персонажей и улицы, я сразу
почувствовала ее характер», — отмечает Чжан Гоцзин.
Сейчас художница обучает учеников, в том числе из города
Турфан, а также разрабатывает линейку сувениров для туристов. Это часть более
широкой задачи — популяризировать культурное наследие Синьцзяна и привлечь
внимание к местным ремеслам. Шелковичная бумага, которая на протяжении столетий
использовалась в традиционных искусствах, получает новую функцию в современной
визуальной культуре.
Проекты подобного рода не только способствуют сохранению
традиционных технологий, но и дают возможность осмыслить их в современном
контексте. В условиях роста внутреннего туризма и интереса к региональному
культурному коду, такие формы творчества становятся точкой пересечения прошлого
и настоящего.