28-летний Алимджан Курбан из уезда Жоцян Синьцзян-Уйгурского автономного района совмещает работу танцора в ансамбле «Лоулань» с редким для региона искусством — техникой смены лиц, характерной для сычуаньской оперы. Осваивать это направление он начал сравнительно недавно, но уже добился ощутимых результатов.
Сценическим искусством Алимджан интересовался с детства,
однако с представлением по смене лиц он впервые столкнулся лишь в 2022 году —
тогда в Жоцян приехала труппа юэской оперы из провинции Хэбэй. Впечатление
оказалось настолько сильным, что молодой артист решил посвятить себя изучению
этого традиционного китайского жанра.
В рамках гастрольных обменов он оказался в провинции Хэбэй,
где принял решение остаться для обучения у мастеров. Условия были непростыми:
жаркая погода, плотный сценический костюм, неудобная маска, сопровождающаяся
головной болью, — всё это едва не заставило Алимджана отказаться от идеи.
Однако благодаря уже имеющейся танцевальной подготовке и настойчивости он сумел
преодолеть трудности. Спустя 15 дней он освоил базовые техники, включая смену
восьми масок и элемент «плевания огнем» — зрелищного, но требующего особой
координации приема.
Вернувшись в Жоцян, Алимджан впервые выступил с сольным
номером. Публика встретила его работу с живым интересом: особенное впечатление
произвел финальный эпизод, в котором артист — сменив маски — предстал перед зрителями
без грима, в традиционной уйгурской одежде. Эффект неожиданности вызвал оживленную
реакцию в зале и подчеркнул диалог между культурами.
Сейчас артист работает над интеграцией элементов родной
культуры в традиционную китайскую сцену. В частности, он экспериментирует с
включением уйгурских инструментов, таких как дутар, танбур и саттар, в
структуру представлений. Также он задумывается о новом визуальном стиле масок,
вдохновленном древним городом Лоулань и археологическими находками, связанными
с лоуланьскими женскими образами.
Важное направление работы Алимджана — обучение подрастающего
поколения. На данный момент у него четыре ученика, включая троих детей в
возрасте от 6 до 12 лет. Некоторые из них уже способны менять от трех до шести
масок. По словам самого Алимджана, цель — передать детям не только технические
навыки, но и уважение к искусству и межкультурному диалогу. Он надеется, что
его ученики смогут выступать на сцене с полноценными номерами, а в будущем
число обучающихся возрастет, чтобы культурное наследие стало частью
повседневности и служило инструментом для взаимопонимания между народами.