Три страны — Китай, Кыргызстан и Узбекистан — готовятся к историческому событию: в августе состоится торжественная церемония запуска строительства железной дороги, соединяющей эти государства.
Президенты Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиёев отправятся в Пекин, где вместе с председателем Си Цзиньпином примут участие в этом событии. Об этом со ссылкой на заявление главы Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) КР Камчибека Ташиева сообщает «Независимая газета».
Проект железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан давно является предметом амбициозных планов и дипломатических усилий, отмечает обозреватель издания Виктория Панфилова. Соглашение о сотрудничестве по его реализации было подписано между правительствами трех стран 6 июня в Пекине. Начало работ неоднократно переносилось на более поздние сроки. Тем не менее Узбекистан уже завершил процедуру оформления документов. Шавкат Мирзиёев накануне утвердил соглашение, подписав соответствующее постановление. Бишкек также находится на финальной стадии подписания документов: парламент Кыргызстана одобрил законопроект в конце июня, осталось только подписание президентом.
Глава ГКНБ КР Камчибек Ташиев подтвердил, что все формальности будут завершены в ближайшее время и президенты двух стран отправятся в Китай в августе. Он также отметил важность проекта для развития экономики Кыргызстана, особенно в контексте другого крупного проекта — строительства Камбар-Атинской ГЭС-1.
«Сумма финансирования железнодорожного проекта составляет около 5 миллиардов долларов, по Камбар-Атинской ГЭС-1 — около 4 миллиардов долларов. Это говорит о том, что в государстве все начало двигаться», — отметил Ташиев на встрече с жителями Сузакского района, рассказывая о достижениях и планах власти. По его словам, сегодня в стране созданы новые рабочие места, но нет рабочих. «Государство финансирует развитие экономики, повышает пенсии. Соответствующий указ подписал президент», — подчеркнул силовик.
Эксперты обращают внимание, что строительство железной дороги откроет новые перспективы для региона. Оно позволит увеличить объем торговли и инвестиций, создать новые рабочие места и укрепить экономические связи между тремя странами. Кроме того, проект может стать ключевым фактором в развитии транспортных коридоров и укреплении региональной стабильности.
Научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии (ИКСА РАН) Александра Перминова сказала «НГ», что хотя визит глав государств Кыргызстана и Узбекистана в Китай пока официально не анонсирован, но тем не менее вполне ожидаем. Поскольку предстоящей церемонии старта строительства дороги предшествовал ряд важных событий, в числе которых рабочая поездка главы кабинета министров Кыргызстана Акылбека Жапарова в Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае. Там у него состоялся ряд встреч, посвященных взаимодействию синьцзянского бизнеса с киргизским.
«Для Пекина железная дорога Китай —Кыргызстан — Узбекистан имеет стратегическое значение, открывая новые пути выхода на рынки Европы, Ближнего Востока и Южной Азии. Магистраль также способствует развитию транзитного потенциала Кыргызстана и Узбекистана, выводя их из транспортной замкнутости», — подчеркнула эксперт.
Однако главным приоритетом, по мнению Перминовой, является развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района и укрепление его связей с центральноазиатскими республиками. «Железная дорога является неотъемлемой частью концепции «Пояса и пути», которая с самого начала нацелена на развитие Синьцзяна и его взаимодействие со странами ЦА», — подчеркнула Александра Перминова.
Политолог Наргиза Мураталиева отметила положительный эффект для Кыргызстана: «Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан обеспечит Кыргызстану выход к морю через Узбекистан, Каспийское море и Турцию, откроет новые торговые пути в Европу, на Ближний Восток и в Индийский океан. Проект принесет экономические преимущества: новые рабочие места, транзитные доходы, снижение стоимости перевозки товаров, усиление внутренней связности и независимость от Казахстана в вопросах логистики. Однако для полной реализации потенциала проекта необходимо завершить строительство внутренней железной дороги Балыкчи — Кочкор — Кара-Кече, развивать внутреннее производство и подготовить специалистов со знанием китайского языка».