Близкий к администрации президента телеграм-канал «Нигох» посвятил объяснению грядущего роста тарифов несколько постов.
Тарифы на электроэнергию и газ в Узбекистане увеличиваются впервые с августа 2019 года, отмечают авторы канала, также вводится социальная норма потребления энергоресурсов. Ранее вопрос повышения тарифов откладывался несколько раз.
Отмечается, что себестоимость кВтч электроэнергии в стране составляет около 1000 сумов, природного газа — 2000 сумов. Энергетические компании получают миллиарды долларов в виде субсидий для поддержания тарифов для жителей на уровне ниже рыночных.
В Узбекистане 80 процентов потребителей потребляют до 200 кВтч электроэнергии в месяц, 85 процентов абонентов газа — до 500 кубометров природного газа. На них при этом приходится 31—35 процентов от общего потребления по республике.
Это означает, что субсидии в основном достаются сравнительно богатой части жителей, которая больше использует энергоресурсы.
В топ-25 стран, направляющих наибольшие объемы госсубсидий в топливную энергетику по версии Международного энергетического агентства, Узбекистан занял 12-ю строчку, приводит статистику «Нигох».
Канал назвал либерализацию тарифов на энергоресурсы с 1 мая в Узбекистане «очень важным шагом для страны», который может «стать поворотным моментом для нашей экономики». И объяснил почему:
Во-первых, количество потребителей в стране растет огромными темпами, и генерация сильно отстает. С 2016 года прибавилось около 5,5 миллиона населения (с 31,5 до 37 миллионов), а количество предпринимателей всех категорий выросло почти вдвое (с 213 тысяч до 420 тысяч).
Между тем объем электроэнергии необходимой для развития Узбекистана растет из года в год. Если в 2016 году производилось 59 миллиардов кВтч, то в 2023 году – 78 миллиардов кВтч, а в 2024 году, исходя из необходимости, уже прогнозируется 85 миллиардов кВтч.
Даже при этом электрической энергии может не хватить — из-за изношенности передающих линий потери достигают более 20% — это непозволительная роскошь. Помимо этого, изношенное оборудование увеличивает риск аварий и технологических нарушений.
Во-вторых, для улучшения ситуации на энергорынке и подготовки к дальнейшему росту потребности необходимо вложить немалые суммы. Ожидается, что к 2030 году потребность в газе увеличится до 65 миллиардов кубометров, в электроэнергии — до 110 миллиардов кВтч. Для этого понадобится около 25 миллиардов долларов.
Низкие тарифы, а точнее тарифы в убыток, препятствуют привлечению капитала, необходимого для модернизации и расширения производственных мощностей. Увеличение тарифов будет стимулировать инвестиции в отрасль, что в долгосрочной перспективе улучшит качество и надежность энергоснабжения.
В-третьих, повышение цен простимулирует рациональное энергопотребление и переход к использованию энергоэффективных систем. При среднемировом показателе потребления электроэнергии в жилищном секторе в 23%, в Узбекистане этот показатель достигает 40%. Так, если в Европе потребление энергии на квадратный метр составляет 120—150 кВтч в год, то в Узбекистане этот показатель превышает 390 кВтч.
Мотивация потребителей к снижению общего потребления уменьшит нагрузку на энергосистему. Энергоэффективность, в свою очередь — это уменьшение нагрузки на экологию среды обитания.
В общем и целом, либерализация тарифов позволит нам лучше подготовиться к грядущему росту потребности в энергоресурсах и необходимости увеличивать генерацию. Одним словом, без блэкаутов. Это не только мировой тренд, но и жизненно важный вопрос для экономики страны. Без этого развиваться будет сложно, если не невозможно вообще, заключают авторы «Нигох.уз».