В кыргызстанском Джалал-Абаде 27 декабря состоялась церемония запуска железнодорожного проекта Китай — Кыргызстан — Узбекистан, которая знаменует собой значительный прогресс в предварительных работах и закладывает прочную основу для скорейшего начала строительства. Об этом сообщила китайская государственная компания China Railway Group.
По словам представителя China Railway Group, железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан является стратегическим проектом по транспортному соединению Китая и Центральной Азии и знаковым проектом сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь», продвигаемым лично главами Китая, Кыргызстана и Узбекистана. Железная дорога начнется в китайском Кашгаре (СУАР), пройдет в Кыргызстан через перевал Торугарт, достигнет Джалал-Абада и закончится в Андижане на востоке Узбекистана. Три стороны договорились, что Китай будет отвечать за строительство участка в КНР, а Узбекистан — за модернизацию железной дороги на своей территории. Совместная компания China — Kyrgyzstan — Uzbekistan Railway Company отвечает за финансирование, строительство и эксплуатацию кыргызского участка.
С момента подписания межправительственного соглашения между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном государственные ведомства и бизнес трех стран активно продвигали предварительные работы по проекту и добились ряда промежуточных результатов. Согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию, кыргызстанский участок представляет собой однопутную железную дорогу, использующую тепловозную тягу (с условием последующей электрификации). Проектная скорость — 120 км/ч. Предполагается создание 20 станций, в том числе пунктов пропуска Торугарт и Джалал-Абад, а также перевалочной станции Макмал. Предполагается, что строительство официально начнется в июле 2025 года и продлится 6 лет.
Представитель China Railway Group отметил, что на следующем этапе компания будет усердно реализовывать важный консенсус, достигнутый главами трех государств, ускорять работу по проектированию, оценке воздействия на окружающую среду, реквизиции земель, сносу и переселению, добиваясь начала строительства в установленные сроки. После полного завершения работ новая железная дорога станет стратегическим коридором, приносящим пользу трем странам и их народам и способствующим социально-экономическому развитию региона. Она будет иметь большое значение для развития инфраструктурной взаимосвязанности, торгово-экономических обменов и высококачественного продвижения инициативы «Пояс и путь».
На церемонии запуска строительства проекта президент Кыргызстана Садыр Жапаров поблагодарил партнеров — Китайскую Народную Республику и Республику Узбекистан за содействие при реализации проекта.
«Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан — это не только транспортный коридор, а важный стратегический мост, соединяющий страны Востока и Запада. Точнее, новый железнодорожный коридор будет одной из ветвей Евразийского континентального моста, который откроет путь к рынкам юго-восточных, западных и ближневосточных стран. Этот путь сможет обеспечить доставку товаров из Китая в Кыргызстан, а дальше в ЦА и в страны Ближнего Востока, в том числе в Турцию, и даже в Евросоюз. Данный проект укрепит межрегиональную связь и сможет отвечать целям диверсификации транспортных путей, а также как международный транзитный хаб повысить конкурентоспособность региона», — сказал С. Жапаров.
Председатель КНР Си Цзиньпин в поздравительном письме по случаю церемонии отметил, что строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан является стратегическим решением, принятым правительствами трех стран для содействия региональной взаимосвязанности, процветанию и стабильности.
Отметив, что строительство отражает общее стремление трех стран открыть этот стратегический коридор, Си Цзиньпин сказал, что церемония знаменует переход от концепции к реализации проекта -- важный шаг к его завершению и эксплуатации.
Председатель КНР подчеркнул необходимость тесного сотрудничества между профильными ведомствами и предприятиями трех стран для обеспечения высоких стандартов и качественного прогресса в строительстве железной дороги.
Си Цзиньпин заявил, что следует приложить усилия для превращения железной дороги в новый демонстрационный проект сотрудничества в рамках «Пояса и пути», чтобы внести больший вклад в социально-экономическое развитие и повышение благосостояния народов в регионе, где она будет проложена, и придать новый импульс построению более тесного китайско-центральноазиатского сообщества единой судьбы.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в поздравительном послании, направленном в адрес участников церемонии, назвал историческим событием запуск строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Он констатировал, что запуск строительства железной дороги является важной мерой по воплощению в жизнь консенсуса глав трех государств, содействию взаимовыгодному сотрудничеству и продвижению совместного строительства «Пояса и пути».
Лидер Узбекистана выразил уверенность в том, что железнодорожная магистраль будет способствовать развитию региональной торговли и интеграции, обменам между людьми и культурно-гуманитарным связям, построит важный мост для взаимного обучения между цивилизациями, а также принесет пользу странам и народам региона.
Церемония была совместно проведена Государственным комитетом по делам развития и реформ КНР, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана и Министерством транспорта Узбекистана.