Ситуация в Венесуэле резко обострилась после проведенной 3 января операции США, в ходе которой, как заявил президент США Дональд Трамп, президент Венесуэлы Николас Мадуро и его супруга были «захвачены и вывезены из страны».
Американская сторона также подтвердила нанесение «крупномасштабного удара по Венесуэле», после чего были зафиксированы взрывы в Каракасе и авиаудары по ряду объектов. По данным газеты The New York Times, в результате ударов погибли по меньшей мере 40 человек, включая гражданских лиц и военнослужащих. В связи с происходящим Совет Безопасности ООН объявил о проведении экстренного заседания. Произошедшее вызвало широкую международную реакцию.
Министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что Китай «неизменно выступает против применения силы или угрозы ее применения, а также против любого навязывания одной страной своей воли другой стране». Он подчеркнул, что Пекин «никогда не разделял точку зрения, что какая-либо страна может играть роль мирового жандарма или выставлять себя в качестве международного судьи», добавив, что суверенитет и безопасность всех государств должны быть полностью защищены международным правом. По словам Ван И, резкое изменение ситуации в Венесуэле привлекло повышенное внимание международного сообщества и стало проявлением усиления одностороннего давления в мировой политике.
Россия призвала США немедленно освободить Николаса Мадуро и его супругу. В заявлении МИД РФ говорится о необходимости «освободить законно избранного президента суверенной страны», а также о важности создания условий для урегулирования разногласий между Вашингтоном и Каракасом исключительно путем диалога.
Иран назвал действия США «грубым нарушением суверенитета и территориальной целостности» Венесуэлы и «актом агрессии», подчеркнув, что они противоречат Уставу ООН и международному праву. Тегеран подтвердил право Венесуэлы на защиту своего суверенитета и призвал международное сообщество немедленно прекратить то, что он назвал «вторжением» США.
Беларусь на уровне президента и МИД осудила «акт американской агрессии», расценив его как прямую угрозу международному миру и безопасности, подчеркнув, что «никакие формы внешнего вмешательства, особенно силового, не могут быть оправданы».
КНДР назвала действия США «гегемонистскими» и «бесцеремонным нарушением Устава ООН», заявив, что они подтверждают «разбойничью сущность Соединенных Штатов».
В Европе реакция носила более сдержанный, но критический характер: вице-канцлер ФРГ Ларс Клингбайль заявил, что интервенция США «вызывает серьезную обеспокоенность» и подчеркнул, что «международное право должно уважаться», а министры иностранных дел Норвегии и Дании указали, что американская операция «не соответствует нормам международного права» и призвали к деэскалации и обсуждению ситуации в Совете Безопасности ООН.