Несмотря на то, что Еврокомиссии удалось снизить угрожавшие пошлины США с 30% до 15%, последствия для европейской экономики могут оказаться серьезными.
Согласно прогнозу Кильского института мировой экономики (ФРГ), соглашение приведет к падению производства в Германии до 15%. Для всего Евросоюза этот показатель может достигнуть 11%. Особо чувствительными станут отрасли автомобилестроения и микроэлектроники — именно на них распространяется 15% тариф.
Сделка, заключенная 27 июля между президентом США Дональдом Трампом и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, предусматривает:
- пошлину в 15% на автомобили, чипы и косметику;
- сохранение 50-процентного тарифа на сталь;
- нулевую ставку на отдельные товары, включая самолеты и комплектующие;
- инвестиции ЕС в экономику США на сумму 600 миллиардов долларов;
- обязательство Евросоюза в течение трех лет закупить американских энергоносителей на 750 миллиардов долларов, сократив поставки из России.
Внутри ЕС сделка вызвала неоднозначную реакцию. Глава комитета по торговле Европарламента Бернд Ланге назвал ее поводом для «весьма критического настроя», подчеркнув, что обещанные инвестиции в США могут быть профинансированы за счет европейской промышленности.
С резкой критикой выступил и член правления Торгового союза немецкой промышленности Вольфганг Нидермарк. Он назвал соглашение «неадекватным компромиссом», предупредив, что 15% пошлины окажут «огромное негативное влияние» на экспортный потенциал Германии.
В то же время канцлер Германии Фридрих Мерц попытался смягчить риторику, отметив, что договоренности позволили избежать эскалации торговой войны. Он признал:
«Да, это болезненно, но хуже было бы потерять контроль над ситуацией».
Французские компании также обеспокоены. По словам главы Федерации косметических компаний Франции Эмманюэля Гишара, введение 15% пошлины на косметику может подорвать производство и поставить под угрозу около 5 тысяч рабочих мест.
Таким образом, достигнутый компромисс пока не выглядит гарантией стабильности для экономики ЕС. Соглашение, хоть и позволило избежать худшего сценария, уже создает риски для промышленности, занятости и экспортной конкурентоспособности стран Европы.